Праздник играющих кукол


Есть праздники, встречающиеся в календаре, которые позволяют каждому взрослому человеку вернуться в свое детство, а детям – как можно дольше оставаться детьми. Они вносят в нашу жизнь беззаботность, веселье и радость. Именно к таким праздникам и относится Международный день кукольника, праздник, который берёт свое начало в детстве каждого из нас…

Весь мир отмечает его 21 марта.
История кукольного театра насчитывает много тысячелетий. Первые упоминания о кукольном искусстве связаны с празднествами в Египте. В те далёкие времена женщины ходили из деревни в деревню с песнями, в своих руках несли небольшие статуэтки и приводили их в движение с помощью веревочек.

Кукольный театр в Египте

В Древней Греции из драгоценных металлов и дорогих пород дерева делали огромные фигуры. Они приводились в движение только в самые торжественные моменты религиозного действа. Греческая традиция распространилась и на Древний Рим, где устраивали шествия с огромными куклами, которыми потешали толпу или нагоняли на неё страх.
На театр кукольных героев выпало немало испытаний. С тринадцатого века его стали запрещать во многих странах. Кукольников отправляли в тюрьмы, сжигали на кострах, но куклы оставались, их передавали из поколения в поколение. А если уничтожали, то оставалась память о них. Например, итальянцам приглянулся кукольный герой народной античной комедии – Маккус, родившейся во времена Древнего Рима. Они попробовали сделать своего Маккуса-куклу и назвали его Пульчино или Пульчинелла, что означало «петушок». Уж очень он походил на задиристого петушка со своим носом-клювом. Он был радостью народных карнавалов, веселых народных игрищ. Через 200-300 лет этот герой появился в Лондоне и Париже, Праге и Москве. А еще через несколько поколений Полишинель – так его стали называть во Франции – стал любимым героем детей и взрослых. Французы и сегодня говорят о Полишинеле с удовольствием.

Кукла Пульчинелла
А кто не знает всеми известного Петрушку в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой? Или Пётра Петровича Уксусова, Самоварова или Ваньку Ратотуя? Вот сколько имен у всенародно-любимой игрушки. А внешность Петрушки отнюдь не русская, она ему досталась в наследство от итальянского Пульчинеллы. У кукольников был целый набор сцен с Петрушкой. В одних он встречался с невестой, в других покупал лошадь, лечился у лекаря, обучался военному делу. Его проделки были по душе русским людям.

Огромный вклад в развитие кукольного театра в России внёс выдающийся театральный деятель Сергей Владимирович Образцов. В 1931 году он возглавил Главный центральный театр кукол. Образцов не только мастерил кукол для своего театра, писал сценарии, ставил спектакли. Именно он впервые показал на сцене взаимодействие актера и куклы. В одной из эстрадных миниатюр Образцов играл отца куклы Тяпы, надетой на его руку. Также в качестве режиссера снял более 20 документальных проектов и фильмов-спектаклей. Сейчас Академический Центральный Театр кукол имени Сергея Владимировича Образцова — это театр, который начинается не с вешалки, а с куклы, театр, один из спектаклей которого занесен в книгу рекордов Гинесса, театр, где даже взрослые могут почувствовать себя детьми.
Ребята! Предлагаем принять участие в онлайн-викторине «Ай да петрушка!» и проверить свои знания о кукольном театре. Желаем удачи!

Автор: Екатерина Тростюк